Главная СТАТЬИ Дыхание - основа цигун

Дыхание - основа цигун

« Назад

18.11.2013 21:32

Дыхание в цигун непосредственно связано с понятием ци. Различные виды дыхания создают различную циркуляцию ци в организме. В цигун насчитывается несколько десятков видов дыхания.

Естественное дыхание 
Этим типом дыхания владеет далеко не каждый. Естественное дыхание должно быть неглубоким, свободным, мягким, долгим. Это не простой набор слов, постарайтесь вдуматься в них, а затем корректируйте позиции своего тела, чтобы ваше дыхание стало действительно естественным.


Все упражнения комплексов цигун нужно начинать с естественного типа дыхания, его все время стоит придерживаться людям, страдающим туберкулезом, астматическими заболеваниями и заболеваниями верхних дыхательных путей.
 

Прямое брюшное дыхание (шунь фу хуси) 
Это наиболее распространенный тип дыхания, используемый как в цигун, так и тайцзицюань. Дыхание в цигун осуществляется преимущественно при помощи движений животом, втягивая и выпячивая его. Это так называемое брюшное, или абдоминальное, дыхание. При прямом брюшном дыхании на вдохе передняя стенка живота выпячивается вперед, живот как бы надувается. Диафрагма при этом опускается вниз, создавая вакуум в легких и увеличивая объем вдыхаемого воздуха. На выдохе живот втягивается, диафрагма поднимается.


Обратное брюшное дыхание (ни фу хуси)  
Этот тип дыхания прямо противоположен предыдущему. При вдохе передняя брюшная стенка втягивается вовнутрь, а мышцы живота чуть напрягаются. При выдохе передняя брюшная стенка выпячивается вперед, диафрагма опускается. Это важнейший тип дыхания, необходимый для циркуляции ци. Обратное брюшное дыхание чаще всего используется в комплексах «Небесного круговорота», а также в старых школах тайцзицюань.

 

Различают два типа брюшного дыхания
Первый – это естественный тип брюшного дыхания, которое может быть как прямым, так и обратным. Во время такого дыхания не предусматривается концентрация внимания на циркуляции ци или выбросе силы. Оно используется всегда в начальных стадиях упражнений, когда необходимо погрузиться в состояние покоя, расслабиться. На ранних этапах занятий цигун не торопитесь перешагивать через эту ступень. Даже опытные знатоки цигун приступают к основной части тренировки лишь после краткого вводного цикла естественного брюшного дыхания.
   Второй тип – глубокое брюшное дыхание. Он достигается постепенным углублением и замедлением естественного брюшного дыхания, а также с применением принципов «используя волю, проводить ци по организму» и с «выбросом силы», где это необходимо.
Ни прямым, ни обратным брюшным дыханием нельзя заниматься в течение 1–1,5 часа после еды.
 

Дыхание с задержками (тунби хусифа) 
Задержки после вдоха или выдоха могут достигать от 1 секунды до нескольких минут. Это сложный, но эффективный тип дыхания. Он применяется во время медитативных сеансов, а также при выполнении комплексов для нормализации обмена веществ.

Вдох через нос, выдох через нос (биху поуси)  
Этот тип дыхания может сочетаться с прямым и обратным брюшным дыханием и используется при заболеваниях дыхательных путей, а также в мнемоническом цигун.
 

Дыхание малого Небесного круговорота  
Данный комплексный тип дыхания обычно сочетается с одним из предыдущих. Его характерная особенность заключается в том, чтобы мысленно сконцентрироваться на прохождении ци по малому Небесному круговороту.   Он полезен при расстройствах нервной системы, а также служит основным типом дыхания в статичном цигун высшей сложности.


Латентное дыхание (цянь хусифа)  
Латентный тип дыхания в отличие от предыдущих не может быть вызван искусственно, он устанавливается сам после сеанса прямого или обратного брюшного дыхания. Дыхание постепенно становится нитевидным, так что для стороннего наблюдателя кажется, что вы совсем перестали дышать.    При латентном дыхании организм отдыхает лучше всего, поэтому оно полезно для восстановления физических и психических сил. Прибегайте к нему, если чувствуете, что попали в стрессовую ситуацию и вам необходимо стабилизировать собственную психику.


«Истинное дыхание» (чжэньсифа)  
«Истинное дыхание» было целью всех даосских дыхательных систем туна. Про него говорили: «Когда прекращается обыденное дыхание, то начинается истинное дыхание». Оно является продолжением нелатентного типа на более высоком этапе занятий. «Истинное дыхание» соответствует значительному уменьшению дыхательных циклов – «исчезновению дыхания».    Японские ученые показали, что такой тип дыхания соответствует древнему «эмбриональному дыханию» (тайси) из системы даоинь, когда дыхание обычным способом якобы совсем прекращается. Гэ Хун в «Баопуцзы» замечает: «Овладевший эмбриональным дыханием может дышать, не пользуясь ни ртом, ни носом, подобно человеку, находящемуся в утробе матери». Известный маг I–II вв. из Шаньси Ван Чжэнь – «Истинный Ван» – отличался «зародышевым дыханием и зародышевым питанием» (сиши). Древний комментатор так трактует его искусство: «Занимался он тем, что задерживал дыхание (ци), а затем проглатывал слюну – это звалось зародышевым дыханием. Занимался и тем, что посасывал подъязычную железу, а затем сглатывал слюну – это звалось зародышевым питанием. Совершая истинные действия, постился более чем 200 дней. Цветом тела был светел и прекрасен, а силой обладал, что несколько человек».